Реклама в Интернет   Все Кулички

Праздники

Весь АБС

Знаменитая статуя Атланта Фарнезе скрывала астрономическую сенсацию

15 января 2005    02:16

Профессор физики и астрономии Университета штата Луизиана Брэдли Шефер обнаружил, что давно утерянный звездный каталог Гиппарха, датировавшийся 129 г. до н.э. присутствует на римской статуе, именующейся Атлантом Фарнезе.

Гиппарх, один из величайших астрономов античности, составил первый наиболее подробный звездный каталог, на данные которого впоследствии опирались многие ученые древности и средних веков. Считалось, что данный каталог был безвозвратно утерян в раннехристианский период, вполне вероятно, при пожаре Великой библиотеки в Александрии.

Атлант Фарнезе - это римская статуя второго века нашей эры, установленная около 1550 года на вилле кардинала Алессандро Фарнезе (внука папы Павла III) в Капрароле (Монте-Чимини, в 56 км к северо-западу от Рима), она изображает титана Атланта, держащего на плечах небесную сферу. И вот, как выяснил Шефер, рельефный рисунок созвездий на глобусе статуи чрезвычайно подробно отображает древнегреческую карту звездного неба, и фигуры созвездий точно соответствуют описаниям в каталоге Гиппарха.

Работа Гиппарха по составлению подробного звездного каталога, которую он проводил ориентировочно в период со 140 по 125 годы до н.э., многими учеными признавалась выдающейся. Своей известностью этот гений античности обязан открытию первой новой звезды и явления прецессии, разработке теории движения солнца и луны, качественным наблюдениям за планетами, и, разумеется, составлению первого в мире каталога из примерно тысячи звезд.

К сожалению, лишь одна из работ Гиппарха сохранилась до наших дней - это "Комментарии", в которых детально описываются очертания созвездий. Остальные труды ученого известны только по упоминаниям в работах более поздних астрономов, например, у Птолемея (около 85-165 гг. н.э.) в "Альмагесте" описывается звездный каталог Гиппарха.

На мраморном звездном глобусе Атланта диаметром 66 см нарисованы 41 созвездие, небесный экватор, тропики и эклиптика. Историки искусства пришли к заключению, что сохранившаяся статуя представляет собой позднюю римскую копию греческого оригинала. По утверждению Шефера, точность изображения созвездий говорит о том, что скульптор опирался в своей работе на конкретные астрономические наблюдения. Ранее их приписывали многим другим ученым, но только не Гиппарху. А Шефер как раз указывает на явное соответствие изображения именно каталогу, составленному Гиппархом.

Прецессия, открытая Гиппархом, представляет собой процесс, при котором звезды и рисунок созвездий двигаются относительно небесного экватора и тропиков. В этом и кроется ключ к установлению даты наблюдений, результаты которых воплощены скульптором в мраморе. Для проведения тщательного анализа профессор Шефер сам отправился в Неаполь и сделал собственные снимки звездного глобуса. Замерив около 70 различных позиций на сфере, американец вычислил наиболее подходящую по времени дату проведения увековеченных астрономических наблюдений. Это оказался 125 год до н.э. при погрешности в плюс-минус 55 лет, то есть период между 180 и 70 гг. до н.э.

Данный год прямо указывает на Гиппарха (по имеющимся данным, каталог был создан им в 129 году до н.э.), а все прежде предполагавшиеся авторы астрономических наблюдений остаются вне установленных временных рамок. Детализация изображения на глобусе также говорит в пользу Гиппарха, так как точности в 3.5 градуса невозможно добиться обычными устными описаниями, дающими лишь 8-градусную точность.

Вдобавок, известно, что Гиппарх сконструировал множество звездных глобусов на основе собственного каталога. Например, существуют древние монеты, на которых Гиппарх изображен сидящим перед сферой. А Птолемей ясно указывает в своих работах, что Гиппарх делал звездные глобусы. Об этом сообщает КомпьюЛента.

Источник: Известия