Реклама в Интернет   Все Кулички
  abs.kulichki.com:
> Форум
> Юмор
> Анекдоты
> Игры онлайн
> Тесты онлайн
  > Онлайн судоку
> Онлайн кроссворды
> Кроссворды в архиве
> Японские кроссворды
> Викторина с призами
Абсолютно Бесполезный Сайт   Судоку на сайте 26456
Японских кроссвордов 548
Классических кроссвордов 7098
Сегодня 3 мая 2024 г., пятница
АБС.txt

Начало
Главное
В мире
Комментарии
Наука
Hi-tech
Курьёзы
Автомобили
Здоровье
Спорт
Культура
Про ЭТО
Праздники

Весь АБС




Школа: Воспитание математикой

Текст: Ксения ЮДАЕВА
25 октября 2004    09:26

Недавно по телевизору показывали советский фильм “Смертный враг” (1972 г.). Дело происходит в деревне в период перед коллективизацией. В фильме есть эпизод, в котором мальчик зачитывает главному герою-большевику математическую задачку: “По продразверстке кулаки должны отдать государству столько-то тонн зерна”. “Это неправильная задачка! — возмущается отец. — У кулаков надо забрать все!”

Эта сцена из фильма проассоциировалась у меня с описанием американской системы школьного образования, о которой мне недавно рассказывала подруга. Она на год ездила в Штаты, и ее дети-школьники ходили в государственную американскую школу.

“Принято считать, что математическое образование у них более слабое, чем у нас, — рассказывала подруга, — но это неверно. Оно у них принципиально другое. Конечно, многое из того, что изучают наши дети, в американскую школьную программу не входит, но, с другой стороны, они проходят многие вещи, которые у нас в школе вообще не изучают”.

К таким вещам относятся, например, первичные представления о том, что в математике есть инструменты, позволяющие описывать не только детерминированные, но и случайные процессы. Американские пятиклассники изучают, в частности, что такое распределение случайной величины, чем отличается медиана от среднего и что такое дисперсия. В России такие знания в лучшем случае получают учащиеся специализированных школ на гораздо более позднем этапе обучения. И понятия эти изучаются в России на абстрактно-теоретическом уровне, а не путем определения количества учебников, которые нужно положить на печенье, чтобы оно раскололось на кусочки. Такой прикладной способ изучения случайных процессов приучает детей к мысли о том, что они живут в мире случайностей, а не детерминированных процессов.

Одним из главных потрясений моей подруги было то, что уже в пятом классе ее сын учился писать бизнес-план. Дело было на уроке математики. Проходили дроби — ну, конечно же, русские дети к этому времени уже давно все знают про дроби! Американским детям задали написать проект. Допустим, у вас есть миллион долларов. Вы хотите вложить его в строительство интересующего вас объекта, к примеру “Парка роботов” или “Дворца Барби”. Вам нужно написать проект строительства, мотивировать, зачем и кому нужен объект, который вы хотите построить, распределить имеющийся миллион между различными затратами на проект и представить свои расчеты в виде текста, снабженного диаграммами и графиками. Собственно знание дробей было нужно для построения этих самых диаграмм и графиков.

Нетрудно догадаться, что кроме знаний о дробях это задание вырабатывает в детях и представление о том, что такое баланс и что баланс всегда должен сходиться. Моя подруга и ее сын строили конюшню. С помощью Интернета они выяснили, что нужно закупить для того, чтобы построить конюшню, и сколько это стоит, так что получился настоящий бизнес-план. Ребенок, кстати, должен был не просто написать его, но и представить в классе, причем остальные дети решали: давать ему миллион или нет.

В России в последнее время участились разговоры о том, что диверсификация экономики невозможна без активного участия государства. Мол, риски вложений в ненефтяной сектор слишком высоки и государство должно их снизить, выделяя бюджетные средства и организуя процесс.

Однако если поговорить с теми, кто пытается в России заниматься проектным финансированием, то возникает впечатление, что проблема вовсе не в рисках и уж тем более не в отсутствии денег в нашей захлебывающейся от нефтедолларов экономике. Огромная проблема — отсутствие у большинства россиян бизнес-мышления.

Финансисты рассказывают, что, когда к ним приходят многочисленные авторы гениальных идей и просят денег, у них обычно просят бизнес-план. Эта просьба чаще всего ставит авторов идей в тупик, а многие из них открыто обижаются. И дело не просто в том, что они не умеют писать бизнес-планы. Дело скорее в том, что они вообще не видят необходимости доказывать целесообразность своей идеи — она же такая гениальная! А уж то, что реализация проекта — это всего лишь бизнес, который можно планировать, — вообще находится за пределами сознания: ну как же можно планировать и просчитывать творческий процесс!

Случайно увиденная сцена из фильма натолкнула меня на мысль о том, что советские учебники, в том числе и по математике, использовались для того, чтобы на подсознательном уровне привить ребенку официальную идеологию уже в раннем возрасте. Как показывает приведенный выше пример с американским образованием, оно построено по схожему принципу. Уже с раннего детства ребенок приучается к мысли о том, что он может стать бизнесменом, и получает необходимые ему навыки бизнес-мышления. И делается это подспудно, в рамках обучения обычным школьным предметам.

Российские школьные учебники математики все еще полны абстрактных задач про трубы, в которых неизвестно откуда берется вода, или про поезда, которые бесконечно ездят из пункта А в пункт Б. Как и в советское время, мы обучаем своих детей решать стандартные задачи и при этом не задумываться о том, как творчески применять полученные знания к жизненным ситуациям.

В разговорах о реформе образования мы настолько погрязли в хозяйственных вопросах — кто, кому и сколько будет платить и как за это отчитываться, — что забыли о содержательной части вопроса. Если содержательная часть и рассматривается, то во многом с медицинской точки зрения: не слишком ли перегружены дети и не стоит ли сократить им программу? В последнее время ситуация стала меняться, но это в основном касается откровенной идеологизации исторических курсов. В Москве уже несколько лет изучают “Москвоведение”, а православная церковь открыто лоббирует усиление своего влияния в школах.

Печально, но основная идея реформ, а именно построение рыночной экономики, в принципе так и не была реализована в школьных программах. Мы по-прежнему растим не предприимчивых частных собственников, а винтики большой государственной машины, которые должны хорошо уметь решать свою маленькую конкретную задачу.

Появившийся в школьной программе предмет “экономика” был воспринят школой как нечто инородное. Государство, которое за годы реформ так и не смогло понять, зачем нужны рынок и частная собственность, о чем свидетельствуют усиливающиеся в последнее время патерналистские нотки по отношению к бизнесу, в этом не лучший помощник школе.

Если в России и есть люди, которые понимают, как функционирует рыночная экономика и какие знания и навыки необходимы для того, чтобы комфортно себя чувствовать в условиях рынка, то это собственно представители бизнеса. Поэтому если уж у бизнеса должна быть какая-либо социальная ответственность, выходящая за пределы уплаты налогов, то, может быть, она должна состоять именно в этом: помочь школьникам получить знания и навыки, необходимые каждому самостоятельному человеку, нужные и для работы в бизнесе, и для того, чтобы самим стать предпринимателями. А для начала, может быть, стоит объявить конкурс на разработку новой программы по математике?

Автор — член научного совета Московского центра Карнеги, директор прикладных программ ЦЭФИР

Источник: Ведомости

Обсудить на форуме

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В 2005 году Шевроле Ниву можно будет поменять по схеме trade-in

25 октября 2004    18:23

Как стало известно LADAONLINE, на совместном предприятии Джи Эм - АВТОВАЗ в 2005 году планируют внедрить услугу, предусматривающую обмен подержанного автомобиля на новые Шевроле Ниву или Шевроле Виву. На предприятии надеются, что программа trade-in станет хитом сезона 2005 года.



Жирный кот похудел благодаря диете на шесть килограммов

Кот, весивший ранее 11 килограммов, теперь весит лишь пять

Кот, весивший ранее 11 килограммов, теперь весит лишь пять
Кот, весивший ранее 11 килограммов, теперь весит лишь пять
Текст: Day.Az
25 октября 2004    18:32

Хозяин 11-килограммового кота посадил животное, которое уже было не в состоянии нормально двигаться и питаться, на безуглеводную диету доктора Аткинса, сообщает BBC News.



Главного тренера "Манчестер Юнайтед" сэра Алекса Фергюсона облили супом

Главный тренер
Главный тренер "Манчестер Юнайтед" Алекс Фергюсон во время матча с "Арсеналом". Фото с официального сайта "Манчестер Юнайтед"
Текст: Lenta.ru
25 октября 2004    18:41

Центральный матч 10-го тура английской футбольной премьер-лиги, в котором "Манчестер Юнайтед" обыграл лондонский "Арсенал" со счетом 2:0, не обошелся без скандалов. После игры в главного тренера "МЮ" сэра Алекса Фергюсона один из болельщиков лондонской команды бросил стаканчик с быстрорастворимым супом, сообщает РТР-Спорт.Ru. Этот инцидент произошел, когда Фергюсон покидал тренерскую скамейку.




Кто автор повести "Записки врача"?

М.А.Булгаков
В.В.Вересаев
А.Дюма
А.П.Чехов

Увлекательная викторина с ежедневными денежными призами

> Об онлайн викторине: правила, призы
> Победителя викторины узнаём в 12.00 мск

Вчера лучший
не определён

Сегодня лучшие:
gvm50 15


Последние заголовки

11:27 15.03.2010
Перевод часов на летнее время — 27 марта 2011 г.
23:35 07.03.2010
Премия Оскар 2010
19:06 17.05.2009
Евровидение 2009
10:53 23.02.2009
Премия Оскар 2009
10:48 09.01.2009
День Святого Валентина
15:45 05.12.2008
Скончался патриарх Московский и всея Руси Алексий II
16:33 23.11.2008
12 декабря — день Конституции России
00:38 03.10.2008
В России начались продажи iPhone 3G
18:26 31.08.2008
В Назрани убит владелец сайта Ингушетия.ру Магомед Евлоев
01:10 30.08.2008
Суперкубок УЕФА 2008: Зенит - Манчестер Юнайтед 2:1
22:40 04.08.2008
Олимпийские игры 2008 в Пекине
13:33 04.08.2008
Скончался Александр Солженицын
01:06 03.07.2008
Рок-фестиваль Нашествие-2008
13:35 25.05.2008
Евровидение 2008
23:26 16.04.2008
Пасха 2008


abs.kulichki.com: Главная | Анекдоты | Юмор | Японские кроссворды онлайн | Сканворды | Онлайн судоку | Онлайн кроссворды | Архив кроссвордов | Гостевая книга | Форум | АБС.txt | Онлайн викторина | Онлайн игры | Психологические тесты онлайн | Ссылки