Negorev:
Alisa, очень убедительно, но неправда.
Алиса: Что конкретно НЕПРАВДА? То, что дважды два - четыре? ТО, что эмоция определяется химическим состоянием мозга? Ошибка в рассуждениях или в данных на которые опираюсь?
Не стесняйтесь, тычьте носом, если найдете ошибки в логике или неверные знания, то я не только не обижусь, а еще и спасибо скажу.
Negorev:
Архаическое сознание, которое ближе всего к природе, жестко функционально, но это очень странная такая функциональность. Задача выживания биологического объекта и даже выживания популяции стабильно приносится в жертву задаче сохранения стабильности сознания. А эта задача реализуется с последовательным пренебрежением практическим опытом и формальной логикой. Культура первична по отношению к биологии. Более того, само значение "естественных потребностей" признано буквально в последнюю пару столетий - до тех пор как-то обходились установкой на "неестественные".
Алиса:
Давайте сравним, сколько видов живых систем не обладают самовосприятием и самоотражением в процессе сознания с теми, кто по нашим данным хоть что-то соображает - а это полтора десятка видов высших млекопитающих, плюс пара видов врановых.
Давайте примерно прикинем, сколько видов животных вымерло так и не "придя в сознание"?
О чем вы говорите, о какой приоритетности какой культуры? О 30 тысячах лет развития более менее осмысленной культуры одного единственного вида прямоходящих, из которых нам более менее что-то известно о последних 3 тысячах лет?
Или мы таки о разном?
Negorev:
Культурные нормы могут противоречить биологическим, тем не менее мы до сих пор не вымерли. Не значит ли это, что выживание РАЗУМНОГО вида, использующего те самые символы (кстати, Вы тоже совершаете подмену термина: символ в языке и символ в культуре сильно не одно и то же, а система условностей в произведении искусства не тождественна ни языку, ни системе культурных символов) подчиняется каким-то не совсем биологическим законам?
Алиса:
Всего один пример, плиз, когда культурная НОРМА противоречит биологической и это не приводит к вырождению данной социальной группы.
Negorev:
Прекрасное как экологически функциональное - идея старая, Черныщевского можно вспомнить... Только вот не объясняет этот тезис ни наличия красоты в природе, ни стремления к оной.
Алиса: Красота, как функциональная целесообразность определена впервые Ефремовым в "Лезвии бритвы". Более четкого определения никто не дал. Хотя Кант тоже наваял на эту тему много чего...
Давайте разбираться, что есть красота в природе, кто к ней стремится и что принимается за точку отсчета в данной системе координат. Итак ваши примеры:
Negorev:
Пример: цветы, для которых РАЗНООБРАЗНАЯ красота (особенно для видов, обитающих в сходных условиях) совершенно не функциональна (более того, разнообразие искуственных сортов также никакого особого воздействия на выживание человека не оказывает).
Алиса:
Красота ДЛЯ КОГО? Для человека? Для самого растения нет такого понятия. Человеку же нравится фрактальная факономерность, которая легко просчитывается в расположении лепестков, тычинов, соцветий, листиков и пр. у растений. Плюс - мощное цветение говорит о плодородии почв, а опыт учит человека, что там, где плодородны почвы - много съедобного растет и бродит. Разнообразие же видов растений говорит о разнообразии минеральных составляющих, которые нужны человеку в пищу...
Negorev:
Есть проблемы и с красотой животных. Разумеется, можно долго рассуждать на тему того, что красивое животное, дескать, лемонстрирует свою биологическую состоятельность фактом красоты... тем не менее, есль и некрасивые, но вполне состоятельные биологически виды.
Алиса:
Некрасивые виды с ЧЬЕЙ точки зрения? С человеческой? По определению Ефремова - здоровое жизнеспособное животное - целесообразно для себя самого, следовательно красиво среди ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СВОЕГО ВИДА в своем ареале обитания.
А человек гребет только под себя даже в определениях: опасный ядовитый тарантул или змея - некрасивы, потому что внушают страх и ужас, олень или лань - прекрасны - такая добыча, да еще и мясо отличное: вкусное и нежирное. Гриф - гадок, потому что он - падальщик, т.е. он внушает страх тем, что имеет дело с трупным ядом, котороый опасен для человека. Туда же гиена, стервятник, черви...
Паразиты омерзительны тем, что они вызывают заболевания человека, он привык их опасаться на генетическом уровне.
Паук полезен, но похож на клеща, а разбираться с такой мелочью в полутемном лесу может не быть времени, поэтому и паук - страшен и гадок...
Пчела и муха выглядят одинаково, но муха - переносчик инфекции, поэтому - гадость, а пчела - делает мед, поэтому она - хорошенькая, мохнательная...
Negorev:
А есть и бабочки, чья красота - чаще всего вполне себе приманка для хищников.
Алиса:
Ой-ёёй... а мимикрия? Их не не видно ни на цветах, ни на листьях, ни на коре... вообще. Нам, людям видно, а у хищников - нецветное зрение у многих...
Negorev:
Все просто? Может быть. Но, помнится мне, современная логика утверждает, что одновременно отиворечивое описание ВСЕГО составить невозможно по определению. Если все просто, значит, ваше мироописание заведомо включает не ВСЕ.
Алиса:
Обещаю больше не прикалываться посреди рассуждения...
Кста, мироописание кого бы то ни было, даже всего человечества, не может включать в себя ВСЕ, просто по определению ВСЕГО и картины мира, которая етсь лишь небольшая часть отражения (причем еще и в воспринимаемом нами микроскопическом световом и звуковом диапазоне...)
Ой оффтоп пошел...
Когда Аристотель придумал логику, он на радостях устроил пир и велел заколоть 40 баранов. С тех пор бараны логику не любят.