За что?Религиозные лидеры в дни катастроф не могут найти самых важных слов
"Новые известия"
31 августа 2004
http://www.newizv.ru/news/?id_news=10427&date=2004-08-31Завтра – девять дней с момента трагедии в небе над Россией. Девять – число священное, сакральное во всех древних религиях мира, и не только в православных церквах пройдут заупокойные богослужения. Свои соболезнования выразили в минувшие траурные дни лидеры ведущих российских конфессий. Но близким погибших так и не дан ответ, как же им жить дальше, в чем искать утешения, на что уповать. Ясно, что не на более чем символическую материальную компенсацию...
Девяти дней хватило, чтобы комиссия по расследованию катастрофы авиалайнеров Ту-134 и Ту-154 отмела сомнения в том, кто виноват в случившемся и что делать. Родственникам жертв терактов от этого легче не стало. Какая разница, кто виноват. И что теперь ни сделай, погибших, единственных и неповторимых, нет. Близких мучает «проклятый вопрос», не входящий в число вечно актуальных в России: «За что?»
После очередной катастрофы смысл обретает всего лишь схема смерти. Жизнь – в который раз обессмыслена. Рассудок не способен смириться с тем, что с высоты 10 километров падают на землю отец, мать и двое детей – семья в полном составе, молодожены, опоздавшие на свой рейс, но не потерявшие желания провести медовый месяц у моря, чиновник, получивший шанс увидеть свою новорожденную дочь на день раньше. То есть понятно, за что расплачиваются нарушители техники безопасности, за что отдают концы лихачи-автолюбители... Для всех них уход из жизни – следствие экстремальных обстоятельств, которые они сами и создали.
А эти, в придачу заплатившие за смертельный рейс, они за что?! Верующим ли, безбожникам важнее получить ответ на этот, а не на какие-либо другие «проклятые вопросы»...
На прошлой неделе лидеры ведущих конфессий нашей страны выразили свои соболезнования по поводу трагедии 24 августа. В светском государстве, которым по Конституции продолжает формально числиться Россия, но вместе с тем в обществе, где наибольшее доверие по-прежнему вызывает священнослужитель, уместно было ждать от полномочных представителей Всевышнего неформальных, исполненных неподдельного чувства и, главное, духовно содержательных слов сочувствия семьям погибших.
Давно замечено: российские религиозные лидеры, при всех своих разногласиях в обыденной жизни, при той рьяности, с которой каждый доказывает, что его колокольня ближе к тем небесам, где грянули два адских взрыва, поразительно единодушны, если надо что-то поддержать и осудить. Вплоть до прямых лексических совпадений. Совсем как в добрые старые времена: «Слава Богу, одобрям-с!» Так вышло и в данном, из ряда вон выходящем, случае. Сними с документов, распространенных СМИ, подписи – пожалуй, не разберешь, какой направлен президенту патриархом Алексием II, какой – председателем конференции католических епископов России Тадеушем Кондрусевичем, какой – старообрядческим митрополитом Андрияном, а какой – председателем исполкома Центра обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР) Зуевым. Одни, как доложено президенту, молятся «о стране нашей и о всех нас, дабы Господь Бог даровал Российской державе спокойствие, а ее гражданам житие мирное и богоугодное». Другие – о «благоприятной посмертной судьбе невинных душ». Третьи – о том, «чтобы Всевышний даровал безвременно ушедшим от нас долю в мире грядущем». Четвертые, в придачу к усердной молитве, докладывают президенту: «Верю, что Вы и правительство РФ сделаете все возможное, чтобы облегчить страдания родных и близких погибших».
Блажен, кто верует. 24 августа – не первый черный день календаря новой России. И нынешний август – не первый, ставший для всех нас поистине черным. Наши близкие гибнут все чаще, на земле, в небесах и на море, вера в то, что власть способна вершиться без новых бессмысленных жертв, увы, раз от раза все слабее.
Мало-мальски человеческие слова нашел для своего послания, пожалуй, лишь главный раввин Берл Лазар: «Мудрецы учат, что каждый человек – целый мир. И в эти дни мы оплакиваем гибель сразу девяноста миров». Но и г-н Лазар, выросший в США, вполне по-советски, даже, пожалуй, слишком, прибавил: «Российские евреи рассчитывают, что государственные власти не только не капитулируют перед бандитами, но и сделают все, чтобы раздавить террористическую гадину». Из серии: смерть исламским оккупантам...
Вера без дел мертва. Равно как и молитва без живой любви. Церковь, причем любая, становящаяся структурой, беспокоящейся о том, как бы потеснее прильнуть к власти, не может найти самых нужных, самых важных слов по очень простой причине: для этого ей нужно спуститься с крыльца парадного подъезда на нашу грешную, грязную и забрызганную кровью землю. Вот и обращаются князья церкви со словом утешения не напрямую к каждому сирому и убогому, а к их общему начальнику. Получается, что за весь крещеный мир (а также некрещеный, но верящий в «более высокие сферы») оказался в ответе простой батюшка из Новомосковска, примчавшийся на место трагедии в Тульской области уже через несколько часов после взрыва. Его никто об этом не просил, сам приехал. Сердце подсказало – быть с теми, кому сейчас хуже всех. И вместе с ними попробовать найти ответ на вопрос: «За что?». Не за то ли, что, при всем видимом «духовном возрождении», Бог в России пока живет – вспоминая старинную пословицу – больше «в бревнах, а не в ребрах». И следом за сообщениями о траурных посланиях религиозных лидеров на ленте новостей появляется такая, свежая: «За внимание к трудам по восстановлению православных храмов Алексий II наградил первого заместителя министра внутренних дел России Александра Чекалина орденом святого благоверного князя Даниила Московского».
Не иначе, жить нам всем теперь станет безопаснее.