Не продается вдохновеье, но можно рукопись продать! (с) Наше Все.
Толстый, Ваши соображения о "всокой духовности" и "нравственной составляющей" справедливы. Где там высокая нравственность у Бодлера и Уайльда, ась?
И вообще (также справедливо) попытки найти некие объективные храктеристики, которым должна соответствовать хорошая литература, неизбежно вырождаются в нормативную эстетику (кормушку бездарностей) и рано или поздно накрываются известным местом. Есть, однако, пара проблем.
1. Есть немало авторов, которые писали безоговорочно "по канонам". Тот же Расин, к примеру. Или Гончаров с Тургеневым. Катулл, Сакс, Фогельвейде, да мало ли... Я уж молчу о всяких там сомнительных личностях вроде Гомера. "По указке" не значит "плохо", так что "критика критики" на практике не работает!
2. "Нравится" - критерий сомнительный, поелику это дело очень уж меняется. Поздний Пушкин сейчас признан наиболее интересным, при жизни публике как раз в поздний период нравиться перестал. Блейка публика не принимала ни при жизни, ни после смерти, и только лет через сто его с горем пополам открыли заново. Гёльдерлина открыли через полтораста, и то за гения его только немцы держат, прочие знают мало. На Рембо обратили внимание примерно к тому моменту, когда он бросил все и уехал в Африку деньги заколачивать. С другой стороны, полно примеров, когда "нравится" читателям то, что потом оценивают как фигню несусветную. Бывает еще смешнее: Сервантес писал "Дон Кихота" (по крайней мере, первую часть) как средство заработать на пропитание и страшно обижался, что публика в упор не видит его "более серьезные" вещи. Гончаров приписывал провал "Обрыва" проискам клеветников и завистников, хотя роман-то был слаб безбожно, да и припозднился. В общем, "правильной" точки зрения на все времена нипочем не найти, кажется, так
Это сообщение отредактировал Negorev - 20.09.2007 - 18:05