Offline
Большой любитель поговорить
Профиль
Группа: Модераторы
Сообщений: 4656
Пользователь №: 184
Регистрация: 28.10.2004
|
СудьяКригс: Так ведь надо отделять реальные моральные ценности от декларируемых. Я имею в виду только реальные ценности, т.е. выявившиеся на момент использования. То, что люди собрались под одним флагом, совершенно однозначно говорит о том, что приоритет отдан некоторым общим нормам, а те, по котором согласия нет, вполне возможно реально ничего не значат для тех, кто их декларирует, хотя, возможно, он с пеной у рта будет отстаивать их первостепенную значимость.
Алиса: А мы этого сделать подчас не можем. Мы можем только догадываться о реальных ценностях той или иной группы и то, строя чужие ПСС на основе своего опыта. Ибо другого не имеем.
А это уже сюжет "Кроткой" Федора Михалыча... Догадайся мол сама, какой я человек - хороший или плохой, а я буду молчать, как устрица.
То, что люди собираются под одним флагом, это ничего нам вообще не говорит об общности их моральных норм, а указывает только на то, что к примеру данная группа колхозников собирается собрать созревший урожай с поля. Я опять вынуждена заниматься плагиатом с мыслей Алекса, когда он расписывал цели временного объединения людей в коалицию, которая распадается немедленно по достижении этой цели.
СудьяКригс: Мне кажется, что допускать или не допускать чужую точку зрения по вопросам морали - в определенной степени бессмысленный вопрос. Если человек совершает какие-то действия в ситуации, до которой мне нет дела, мне нет дела и как он поступает, и мои оценки этих действий, в сущности, неуместны.
Алиса: Тебе есть дело до того, что в каких-то племенах до сих пор едят людей? Мне - совершенно никакого. Ездить туристом в такие племена - я не собираюсь, а поедание незнакомых мне людей - для меня трагедией не является.
Но, следуя твоей логике, я НЕ МОГУ оценивать действия людоедов с точки зрения своей личной, западной вообще, азиатской и неандертальской морали? Вспоминаем Лондона, рассказы об островитянах, например "Кулау - прокаженный" о столкновении двух противоречивых моралей: европейского рационализма и дикарского стремления к свободе.
СудьяКригс: Если же ситуация меня касается, то оценивать я могу только по своим нравственным меркам - в этом и заключается их реальный смысл, они должны быть обязатаельны, и обязательны для меня, иначе это уже не нравственность. Тогда какой смысл говорить о допущении чужой точки зрения, если я заранее ее ставлю после моей, и у меня нет другого выхода?
Алиса: ОК. Ситуация тебя касается. Твои нормы морали, предположим, предполагают пуританское отношение к сексу, а нормы морали твоей дочери позволяют ей исповедовать теорию "стакана воды". Но при этом у тебя есть железное правило не навязываться со своими динозавровыми нормами подрастающему поколению. И эти два твоих правила: ханжество и ненавязчивость УРАВНОВЕШЕНЫ, т.е. ни одно не является доминантой. Будешь дочку осуждать или махнешь рукой? Или будешь раздираться противоречиями, как буриданов осел?
СудьяКригс: Обычно считается, что в таких конфликтах нужен компромисс, но компромисс - это уже реализованная соместная моральная норма. Т.е. вопрос возвращается к исходной точке, а требование компромисса превращается в парадокс - если нет общей почвы, то надо найти общую почву. Это уже толчение воды в ступе.
Алиса: О! Золотые слова. КОМПРОМИСС не приведет к консенсусу. А если теория компромисса не работает на практике, то зачем он нужен, кому, для каких целей?
Я же говорю о другом подходе. О принятии того факта, что другой человек имеет право САМ для себя определять, что для него благо, а что - нет. При этом, какие бы идиотские с нашей точки зрения доводы он не приводил в защиту своей позиции, мы их можем критиковать только на предмет несоответствия. Как самих доводов друг другу, так и теории - практике.
Это как вопрос с самоубийством. "Тварь дрожащая или имею право?" Где здесь взвешенный подход и наиболее рациональное решение этой проблемы? Будешь вытаскивать человека из петли, или поможешь ее понадежнее закрепить и выбить табуретку, уважая его выбор в явном состоянии аффекта?
--------------------
Когда Аристотель придумал логику, он на радостях устроил пир и велел заколоть 40 баранов. С тех пор бараны логику не любят.
|