Offline
Мастер
Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 349
Пользователь №: 476
Регистрация: 6.05.2005
|
О терминологии. Не знаю, кто придумал объединить иудаизм, ислам и христианство под одним названием - авраамические религии. Мы все считаем Авраама - "отцом всех верующих" во единого Бога. Но собственно этим наше сходство и кончается. Религиозных и культурных различий у нас куда больше. (Под христианством везде в тексте следует понимать православное христианство.) 1. Религиозные различия. Иудаизм и ислам гораздо ближе друг к другу, чем христианство к ним обоим. Обе этих религии носят ярко выраженный законнический характер. Религиозная жизнь иудея и мусульманина вся заключается в строгом исполнении некоего свода правил, а отношения с Богом имеют характер юридического договора. Поскольку любая норма закона может иметь разные толкования, то все расколы и секты в иудаизме и в исламе различаются именно этим. Ни ислам, ни иудаизм не знали тех масштабных догматических споров, которые почти всё первое тысячелетие сотрясали христианскую Церковь. Это значит, что для них вопросы веры носят второстепенный характер. В исламе правоверный это не тот, кто исповедует правильную веру в Аллаха, а тот, кто правильно исполняет заповеди Корана. Не то мы видим в христианстве. Различие всего в одной букве Символа веры отлучало человека от Церкви (имею в виду православный омОусиос и арианский омИусиос). Церковь куда строже относится к правилу веры, чем к правилам жизни. Если за ересь отлучение следует немедленно, то за нравственные грехи полагаются различные епитимьи, а отлучение только в случае совершенной неисправимости человека. Причина этого лежит на поверхности. Устами Апостола Церковь провозгласила, что человек оправдывается не делами закона, а верою во Иисуса Христа. Неудивительно, что религиозная мысль христианского мира с первых же дней существования Церкви сосредотачивает своё внимание не на том, как понимать ту или иную заповедь, а на понимании истин веры, проповеданных Евангелием. Если полистать книгу Деяний и почитать в ней апостольские проповеди (первые христианские проповеди), то всякий увидит, что апостолы проповедуют Христа распятого, умершего и воскресшего, а не воспроизводят нагорную проповедь, увидит, что для них важна сама личность Спасителя. Собственно говоря, с тех пор, как проходя мимо Кессарии Филипповой, Христос спросил апостолов: "За кого почитают меня в народе?" (Заметим: не "что говорят о моих проповедях?") этот вопрос стал центральным религиозным вопросом. Почему? "Бог стал человеком, что бы человек мог стать Богом". Идеал и цель христианской жизни - уподобление Христу, обОжение. Но для того, что бы реализовать этот идеал и начать движение к цели, необходимо их точно сформулировать. Что значит: Бог стал человеком? В каком смысле? В какой степени? В каком порядке? Кто такой – Иисус Христос? И неудивительно, что христианская онтология, гносеология, антропология, аскетика и литургика основываются на центральном христологическом догмате, сформулированном отцами IV Вселенского собора халкидонского: "Последующе Божественным отцем, все единогласно поучаем исповедывати единаго и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенна в Божестве и совершенна в человечестве истинно Бога и истинно человека, тогожде из души и тела единосущна Отцу по Божеству, и единосущна тогожде нам по человечеству по всему нам подобна, кроме греха рожденна прежде век от Отца по Божеству, в последние же дни тогожде, ради нас и ради нашего спасения, от Марии Девы Богородицы, по человечеству единаго и тогожде Христа, Сына, Господа, единороднаго, во двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемаго, (никакоже различию двух естеств потребляему соединением, паче же сохраняему свойству коегождо естества, во едино лице и во едину ипостась совокупляемаго) не на два лица рассекаемаго или разделяемаго, но единаго и тогожде Сына, и единороднаго Бога Слова, Господа Иисуса Христа, якоже древле пророцы о Нем, и якоже Сам Господь Иисус Христос научи нас, и якоже предаде нам символ отец наших." Любое искажение этого догмата приводит к искажённому представлению о Боговоплощении, а стало быть и об обОжении, а значит и о путях христанской жизни. Оно приводит к искажению литургической и аскетической жизни человека, к обрядоверию и ханжескому морализаторству. Вот почему отцы и учителя Православного Востока так твёрдо отстаивали догматическую чистоту вероучения и заповедали всем последующим христианам крепко держаться догматов Православия. 2. Культурные различия. Тут, пожалуй, много слов и не потребуется. Желающие, кстати, могут обратиться к недавней регенсбургской лекции Папы Римского Бенедикта XVI, в которой рассматривался и этот вопрос. Всякий может заметить эту разницу, если сравнит культовые различия этих трёх религий. Некогда христианство, родившись в недрах иудаизма, было пересажено с безплодной иудейской почвы в куда более плодородную почву эллинизма. Именно эллинская культура сделала из христианства то, чем оно является сейчас. Уже с первых веков христианство развивается совсем в другой культурной среде нежели иудаизм, а тем более появившийся спустя 5 веков ислам. Христианство дало эллинской цивилизации новый предмет для философских размышлений и художественного творчества. Православный Восток является не только наследником, но и продолжателем эллинской традиции. Запад после великой схизмы 1054 года выпал из эллинской традиции, потерял синтетическое видение мира и человека, потерял равновесие между верой и разумом. После разгрома Константинополя и поселения в Европе беженцев из Византии эллинистическая традиция на время возобновляется в Западной Европе. Этот период принято называть эпохой Возрождения. К сожалению, реформация и контрреформация, материалистический рационализм и неоварварство буржуазии погубили Ренесанс.И это сожаление высказывал смотрящий с надеждой на Православный Восток Его Святейшество Бенедикт XVI. Т.о. Восточное Православие нельзя ни в религиозном, ни в культурном отношении отнести к авраамической, семитической традиции. Восточное Православие плод христианизированного эллинизма.
--------------------
Старый опытный камикадзе...
|