Полный текст материала
смотрите на сайте "Новых известий"
С попытками «развода» со стороны сотрудников ГИБДД, наверное, сталкивалось большинство российских автолюбителей. И хотя мы искренне убеждены, что большинство работников ГАИ – абсолютно честные люди, которым чужды подобные методы работы, отрицать наличие проблемы, по меньшей мере, глупо. Но водители имеют право встречать такие действия во всеоружии. А наиболее эффективным средством борьбы с вымогателями на дорогах было и остается всего лишь хорошее знание и грамотное применение существующих законов.
Если водитель твердо убежден, что на встречную полосу не выезжал, он может смело «бодаться» с ГИБДД в суде. При нормально выстроенной линии защиты, а тем более при наличии грамотного адвоката, есть шанс доказать необоснованность предъявленных обвинений. «Главное в такой ситуации четко указать в протоколе, что вы с ним не согласны, – объяснил «НИ» известный столичный адвокат Леонид Ольшанский. – Нужно помнить, что закон дает водителю немало прав. Любое решение сотрудника ГАИ можно обжаловать в вышестоящей инстанции или в суде».
Часто жертвами «охоты на нетрезвых ведьм» становятся абсолютно невинные люди. Многие даже не догадываются, что показания всевозможных «трубочек» не имеют абсолютно никакой силы. Водитель может быть признан пьяным только после медицинского освидетельствования в клинике или передвижном наркологическом пункте, имеющем соответствующую лицензию. При этом сначала сотрудник ГАИ должен заполнить два протокола: об отстранении от управления машиной и о направлении на освидетельствование. «Если же нарколог вдруг признает вас, трезвого водителя, пьяным (случается и такое – гаишники и врач могут действовать в паре), необходимо опять же четко указать в протоколе, что вы не согласны с этим решением, – дает совет Леонид Ольшанский. – После этого необходимо как можно быстрее самому отправиться в крупную клинику и провести независимое обследование. В таком случае можно затем оспорить в суде эту грубую «подставу».
Чтобы избежать неприятностей в такой ситуации, эксперты советуют как можно лучше изучить законы. Ведь иногда гаишники организуют просто-таки иезуитские фокусы. «Бывают совершенно потрясающие случаи, – поделился с «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Например, человек совершенно законно отказывается «дуть в трубку», и гаишник говорит ему: «Ну, я вижу, вы действительно не пили. Счастливого пути, только подпишите вот здесь, что вы отказались дышать в наш прибор». Автолюбитель, обрадованный скорым избавлением, не глядя, подмахивает документ и уезжает. А через некоторое время его вызывают в ГАИ и... отбирают права. Оказывается, недобросовестный сотрудник ГИБДД подсунул ему протокол о направлении на освидетельствование, в котором водитель своими руками подписал отказ от этой процедуры. А за нее предусмотрено как раз лишение прав. И доказать что-то уже очень трудно».
В случае, если вас остановили за превышение скорости, главное – не оправдываться. По правилам, на каждый прибор, замеряющий скорость, должна быть оформлена целая кипа всевозможных бумаг. Поэтому нужно вежливо, но настойчиво попросить показать вам сначала сам радар, который обязательно должен быть опломбирован, а затем свидетельство о поверке (именно так!) радара, сертификат об утверждении типа средства измерения, сертификат соответствия и гигиенический сертификат. Упоминание о последнем, как правило, повергает служителей жезла и свистка в долгий ступор, из которого они выходят в некотором недоумении и возвращают права.
Если же упорный гаишник настаивает на своем, можно смело отправляться в суд, где можно потребовать от представителей ГИБДД еще и паспорт, и руководство по эксплуатации радара, все вышеупомянутые документы, а также запросить подтверждение того, что инспектор прошел соответствующее обучение и допущен к работе с радаром. Нельзя забывать и о свидетелях. Если в машине в момент «нарушения» сидел еще кто-то, нужно требовать, чтобы его показания были отражены в протоколе. Нельзя забывать, что любимая отговорка гаишников – это, мол, ваша жена (дети, родители, друзья), а они лица заинтересованные – не мешает им записывать в качестве свидетеля своих напарников. Поэтому, в случае отказа, лучше самому вписать данные о «своем» свидетеле.
Как не попасть под «развод»Обязательно храните в бардачке машины «свежие» Правила дорожного движения и Административный кодекс. Не помешает, кстати, заранее внимательно изучить эти замечательные издания. Практика показывает, что в споре с инспектором наиболее весомый аргумент – четкая ссылка на букву закона.
Поинтересуйтесь у махнувшего вам жезлом гаишника причиной остановки и запишите в блокнот (эту канцелярскую принадлежность тоже желательно иметь в салоне) его фамилию, звание, должность и номер жетона. Эта информация пригодится в случае позднейшего разбирательства. Никто не может запретить записывать всю беседу с инспектором на диктофон.
Без крайней необходимости не выходите из своей машины – вы имеете на это полное право.
Никогда не хамите сотруднику ГИБДД и не «лезьте в бутылку» – поверьте, у него все равно остается много возможностей навредить вам. Ведите себя корректно и с достоинством.
Когда в спорной ситуации инспектор начинает откровенно тянуть время или прямо намекает на возможность «решить вопрос на месте», потребуйте составления протокола и добавьте: «Придется обращаться в суд». Скорее всего, гаишник не станет связываться с вами и отпустит восвояси.
Если вам, не дай Бог, угрожают, позвоните по мобильному телефону в Управление собственной безопасности милиции вашего региона (в Москве это можно сделать по номерам 200-4703; 200-2617; 222-4135), в службу спасения или друзьям и громко, так, чтобы слышали остановившие вас сотрудники ДПС, назовите место, где вас остановили, фамилии гаишников и номер их машины. Это станет гарантией вашей неприкосновенности.
Ни за что не соглашайтесь с протоколом о нарушении, которого вы не совершали, и не подписывайте пустой протокол, как бы вы ни торопились.
И не забывайте, в ГАИ трудятся такие же люди, как и вы, большинство из них честно выполняют свою работу. Постарайтесь просто найти с ними общий язык.