Ведомости. От редакции: Еретикам Россииhttp://www.vedomosti.ru/newspaper/print.sh...005/04/01/90295Признание судом сотрудников музея и общественного центра имени Андрея Сахарова виновными в уголовном преступлении — разжигании религиозной и межнациональной розни — само по себе не так ужасно (приговор еще можно обжаловать), как факт появления общественного заказа на преследование литературного, культурного и религиозного инакомыслия.
Организаторов выставки “Осторожно, религия” обвинили в оскорблении религиозных чувств нескольких православных христиан. Суд рассудил, что православие — традиционная вера русских, поэтому выставка “Осторожно, религия” оскорбила весь русский народ.
Тем не менее приговор оказался сравнительно мягким — 100 000 руб. штрафа, хотя прокурор требовал лишить свободы известного правозащитника, директора музея Юрия Самодурова сроком на три года, а руководителя выставочной группы, сотрудницу музея Людмилу Василовскую — на два. Оскорбленные верующие, которые устроили на выставке настоящий погром, ответственности избежали.
Этот суд проходил на фоне массовых религиозных волеизъявлений граждан. В среду православные обрушили свой гнев на постановщиков балета “Распутин”, московская премьера которого состоялась в Театре эстрады. С плакатами “Боже, спаси и сохрани Святую Русь” и “Руки прочь от высокой культуры!” они протестовали против появления на балетной сцене канонизированного императора Николая II. Правда, в стане верующих тоже не было согласия — некоторые из них считают святым мучеником и Распутина, что вряд ли одобрила бы РПЦ, чьи представители не участвовали в пикете. Акцию организовали радикальные религиозные организации, в частности Союз православных хоругвеносцев, который чуть раньше выступал против постановки оперы “Дети Розенталя” в Большом театре.
В свое время против автора либретто этой оперы — писателя Владимира Сорокина было заведено уголовное дело, закрытое затем за отсутствием состава преступления. Завели его тоже из-за общественного протеста — правда, не православных, а “Идущих вместе”, которые упорно продолжают устраивать публичные акции против творчества писателя.
Примеру путинцев и хоругвеносцев последовали даже депутаты Госдумы, которые в основной своей массе Сорокина не читали. Конечно, парламентариям полезно отвлекаться иногда от монетизации и мордобоя, но чем им не угодили благопристойные “Дети Розенталя”, совершенно непонятно.
Разумеется, всякий верующий, чьи религиозные чувства кто-нибудь оскорбил, имеет право возмутиться и потребовать компенсации. Закон “О свободе совести и религиозных объединениях” прямо запрещает демонстрировать “оскорбительные” объекты вблизи мест религиозного почитания. Но Театр эстрады — это такое место, которое православным фундаменталистам посещать необязательно.
Любое художественное произведение на религиозную тематику теоретически может кого-то обидеть, но значит ли это, что России нужна церковная цензура, которая отправит инакомыслие в (или на) костер? Содержание и смысл изображенного, написанного или представленного являются предметом нравственной оценки, которая всегда слишком индивидуальна, чтобы претендовать на роль судебной экспертизы. Тем более что использование в богословских спорах статей Уголовного кодекса чревато нарушением не только свободы творческого самовыражения, но и свободы личности.
Защищая верующих от преследований КГБ, Андрей Сахаров всегда говорил, что рассматривает религиозную свободу как часть общей свободы убеждений. “Если бы я жил в клерикальном государстве, я, наверное, выступал бы в защиту атеизма и преследуемых иноверцев и еретиков!” — пишет Сахаров в своих “Воспоминаниях”. Не удивительно поэтому, что руководителя сахаровского центра едва не посадили в тюрьму как еретика. Удивительно лишь, что это происходит спустя 15 лет после крушения режима, преследовавшего Сахарова и свободу убеждений.