Чехов и его православная вераЛейтус Михаил
http://www.atheism.ru/library/Mike_2.phtmlВ продолжение предыдущей записи про Эйнштейна родилась еще одна, про Чехова.
Итак, вам представляется Голованова Наталия Борисовна, соискатель аспирантской должности, кафедра философии, Нижегородский Государственный Педагогический Университет. Место работы: кафедра теории и методики обучения русской словесности (НГПУ). Круг научных интересов: религиозные воззрения русских и зарубежных писателей; религиозные мотивы в различных художественных произведениях; христианская и индуистская философия и теология. Вот, что Наталья Борисовна пишет про Чехова в своей статье "Духовное завещание А.П. Чехова потомкам. Проблема отношения А.П. Чехова к религии":
http://www.auditorium.ru/aud/v/index.php?a...&id_thesis=3038 Не все знают, что А.П. Чехов в глубине души не был безразличен к вопросам религии и веры, его глубоко волновала эта проблема, он нередко обсуждал ее с современниками
Тут пока все нормально. Скажем, слова Вольтера "раздавите гадину!" показывают, что он не был безразличен к религии, ибо если бы он был к ней безразличен, он бы не говорил "раздавите гадину!". Логично? Ладно, вернемся к Наталье Борисовне:
А.П. Чехов был рожден в православной семье, с ранних лет своей жизни был знаком с Церковью, с православным богослужением; в одном из писем к И.Л. Леонтьеву он писал:
"Я получил в детстве религиозное образование и такое же воспитание: с церковным пением, с чтением Апостола и кафизм в церкви, с исправным посещением утрени, с обязанностью помогать в алтаре и звонить на колокольне... Когда, бывало, я и два моих брата среди церкви пели трио "Да исправится..." или же "Архангельский глас", на нас все смотрели с умилением и завидовали моим родителям".
Абзац мною приведен полностью, ничего не пропущено, все многоточия - авторские. Милейшая госпожа Голованова для нашего удобства и лучшей понимаемости сократила слова Чехова. Но нам все же интересно увидеть их целиком, правда ведь? Ну-ка, ну-ка посмотрим. Я не уступлю г-же Головановой в заботе об удобстве читателя и выделю пропущенные фразы:
http://www.skeptik.net/skeptiks/ Я получил в детстве религиозное образование и такое же воспитание - с церковным пением, с чтением апостола и кафизм в церкви, с исправным посещением утрени, с обязанностью помогать в алтаре и звонить на колокольне. И что же? Когда я теперь вспоминаю о своем детстве, то оно представляется мне довольно мрачным, религии у меня теперь нет. Знаете, когда, бывало, я и два мои брата среди церкви пели трио "Да исправится" или же "Архангельский глас", на нас все смотрели с умилением и завидовали моим родителям, мы же в это время чувствовали себя маленькими каторжниками.
Далее Наталья Борисовна цитирует:
Доктор богословия иеромонах Филарет (Кулешов) так оценивает результаты религиозного воспитания писателя: "Чехов вынес из религиозного воспитания в семье сильное впечатление в пользу живой и сердечной веры. Он пережил сам восторг молитвы и радость церковного богослужения, но, повзрослев, поступив на медицинский факультет университета, начал терять свою веру. Он попал в новую среду, в которой существовала только вера в материю и в "органическую клетку". Образование, полученное им на медицинском факультете, несомненно, утвердило его в этом направлении, утвердило настолько, что, не будучи ни в какой мере атеистом по своей душевной природе, он принял обязательное безбожие в основу своего сознания, будучи глубоко убежден, что "образованный человек не может верить в Бога".
Далее, опять Наталья Борисовна:
Однако осознание этого факта не смогло сделать из Чехова убежденного атеиста. Он по-прежнему в глубине души остался человеком верующим, но, пропуская христианские догматы через призму собственного рационализма, существенно переосмысливал и видоизменял их, приспосабливая к собственному мировоззрению.
Впрочем, мы можем продолжить цитировать статью иеромонаха Филарета (Кулешова), доктора богословия "Один из самых свободных художников в русской литературе" - в следующем абзаце он заявляет:
http://vos.1september.ru/articlef.php?ID=200001105 А когда молодой писатель начал издавать свои первые произведения, он встретился в редакции с людьми, чуждыми вере, смеющимися над религиозными думами Достоевского. И эта среда окончательно вытравила в молодом писателе живость религиозных впечатлений детства и сделала его равнодушным к живому опыту веры. Однако Чехов не стал совершенно безрелигиозным или равнодушным к вере писателем – впечатления церковного детства не оставили его.
Мне не под силу тягаться с филологом и доктором богословия - они, конечно же, лучше меня чувствуют чеховский "восторг молитвы и радость церковного богослужения" и лучше знают, что творилось у Чехова "в глубине души". Но все же, может спросить у самого Чехова?
Итак, еще раз. Иеромонах Филарет говорит: "Чехов вынес из религиозного воспитания в семье сильное впечатление в пользу живой и сердечной веры. Он пережил сам восторг молитвы и радость церковного богослужения". А теперь поднимитесь несколькими абзацами выше и прочтите еще раз выделенные слова Чехова про его детские восторги от молитв. А вот еще - про живость религиозных впечатлений детства:
http://www.skeptik.net/skeptiks/ Вообще, в так называемом религиозном воспитании не обходится дело без ширмочки, которая недоступна оку постороннего. За ширмочкой истязуют, а по сю сторону улыбаются и умиляются.
А вот самое знаменитое высказывание Чехова о религии, которое цитируют не только атеисты, но и верующие серьезные исследователи его религиозных взглядов. Причем верующие это высказывание всячески комментируют, интерпретируют, толкуют - но они его честно цитируют! Но ни Голованова, ни Кулешов этой цитаты не приводят:
http://www.skeptik.net/skeptiks/ В 1903 году С.П. Дягилев предложил ему быть редактором журнала "Мир искусства". Чехов ответил отказом: "Как бы это я ужился под одной крышей с Д.С. Мережковским, который верует определённо, верует учительски, в то время, как я давно растерял свою веру и только с недоумением поглядываю на всякого интеллигентного верующего".
Не буду философствовать на тему, осталась ли в глубине души Чехова вера в христианского бога. Я только скажу, что, читая отдельных филологов и богословов, я теряю последние остатки гуманизма и начинаю задумываться: а может, некоторых людей действительно стоит бить по голове канделябром?