Offline
Большой любитель поговорить
Профиль
Группа: Модераторы
Сообщений: 4656
Пользователь №: 184
Регистрация: 28.10.2004
|
Я взяла на себя смелось выделить отдельной темой кусочек текста, данный Лизой во флейме. Этот текст заслуживает внимания не менее, чем всемирно-известная апология мудрости дзен "Чашка чая".
Предлагаю продолжить эту тему.
Притча о притче "Дверь Закона"
Один молодой американец по имени Саймон Мун, изучавший дзэн в дзэндо (школе дзэн) в Ломпоке, штат Калифорния, совершил непростительную ошибку – прочел "Процесс" Франца Кафки. Этот зловещий роман, в сочетании с дзэн-тренировкой, оказался не по зубам бедному Саймону. Юношу потрясла, интеллектуально и эмоционально, странная притча о Двери Закона, которая у Кафки появляется ближе к концу повествования. Саймона притча Кафки так взволновала, что он не мог больше медитировать, потерял самообладание и надолго отвлекся от изучения сутр.
В несколько сжатом пересказе, притча Кафки выглядит так:
Некий человек приходит к Двери Закона и просит разрешения войти. Страж не дает ему пройти через дверь, но говорит, что если этот человек будет ждать неопределенно долго, то, может быть, когда-нибудь в будущем, он получит разрешение. Человек ждет и ждет; он стареет; он пытается подкупить стражника. Тот берет деньги, но по-прежнему не пропускает его через дверь. Человек продает все свое имущество, чтобы предложить еще большую взятку. Страж принимает ее, но все-таки не дает человеку прохода. Принимая каждую новую взятку, страж всегда объясняет: "Я делаю это только для того, чтобы ты не терял всей надежды".
В конце концов человек становится совсем старым и больным и знает, что он скоро умрет. В свои последние минуты он, набравшись сил, задает вопрос, который мучил его годами. "Мне сказали, – говорит он стражнику, – что Закон существует для всех. Почему же тогда так случилось, что все эти годы, пока я здесь сижу и жду, никто больше не пришел к Двери Закона?" "Эта дверь, – отвечает страж, – была создана только для тебя. А сейчас я закрою ее навсегда". Он захлопывает дверь, и человек умирает
Чем больше Саймон ломал себе голову над этой аллегорией, или шуткой, или загадкой, тем яснее ему становилось, что он никогда не поймет дзэн, если сначала не поймет эту странную сказку. Если дверь существовала только для этого человека, почему ему нельзя было войти? Если хозяева выставили стражника, чтобы не пропускать человека, то почему они при этом оставили дверь искушающе приоткрытой? Почему стражник закрыл дверь, когда человек стал уже слишком стар, чтобы попытаться прорваться в нее силой? Имеет ли буддийское учение о Дхарме (Законе) какое-то отношение к этой притче?
Может быть. Дверь Закона символизирует византийскую бюрократию, которая существует практически во всех современных правительствах, и, в таком случае, вся притча превращается в политическую сатиру? Скромный чиновник Кафка вполне мог бы на досуге сочинить именно сатирическую притчу о бюрократии... Или, возможно, дверь – это Бог, как утверждают некоторые комментаторы? Тогда что Кафка имел в виду? Пародирует ли он религию или иносказательно восхищается ее божественной Тайной? А этот страж, который брал взятки, но ничего не дал взамен, кроме пустых надежд, – что символизирует он: духовенство или, может быть, человеческий разум, который всегда услаждается тенями в отсутствие подлинных Последних Ответов?
В конце концов, близкий к нервному срыву от огромной умственной усталости, Саймон пришел к своему роси (учителю дзэн) и рассказал ему историю о человеке, который томился ожиданием у Двери Закона – двери, которая существовала только для него, но в которую ему не разрешалось войти и которая была закрыта, когда ему уже не дала бы войти смерть. "Пожалуйста, – умолял Саймон, – объясните мне эту Темную Притчу".
"Я объясню ее, – сказал роси, – если ты пройдешь за мной в зал для медитаций".
Саймон последовал за учителем к двери медитационного зала. Когда они пришли, учитель быстро проскочил в зал, повернулся и захлопнул дверь перед самым лицом Саймона.
И тут Саймон понял...
Добавлено в 21:41 Алекс Розов.
Апокриф о Вороне и Лисице (Опыт альтернативной мифологии). Ниже исследуется устойчивость мифа по отношению к артефактным персонажам, которые могут быть как введены в мифологическое повествование, так и выведены из него без нарушения логики развития сюжета. Старый Дуб проснулся на рассвете от назойливого стука. Огляделся и обнаружил довольно крупного Дятла, который зацепился за древесный гриб и исступленно долбил кору. -- Эй, - окликнул его Дуб, - что ты там делаешь? -- Я убираю всяких гадких существ из твоего ствола, - ответил Дятел, - считай, что меня послал Бог, поскольку сам ты никогда бы от этих тварей не избавился. -- На мне не живет никаких гадких существ, - отрезал Дуб, - все существа, которые на мне обитают, очень милые, вежливые и (между прочим) не имеют скверной привычки будить меня на рассвете. Я совершенно не намерен от них избавляться. Кроме того, на сколько мне известно, Бог посылает сыр, только сыр и ничего кроме сыра. По крайней мере, я никогда не слышал, чтобы он посылал таких бестактных птиц, как ты. -- Да? - с некоторой иронией переспросил Дятел, - а ты знаешь, что сейчас, например, я долблю, чтобы найти и обезвредить отвратительного белого червяка, который живет под твоей корой? -- Немедленно прекрати это делать, - потребовал Дуб, - там никакой не червяк, а личинка моего лучшего друга Майского Жука. -- У тебя очень скверные друзья, - заметил Дятел, - но я тебе помогу от них избавиться, хочешь ты этого или нет. -- В одном ты прав, - заметил Дуб, - у меня ДЕЙСТВИТЕЛЬНО есть ОЧЕНЬ СКВЕРНЫЕ друзья. Сейчас у тебя будет отличная возможность с ними познакомиться. Эй, вы, фауна! Хватит спать! Я не для того столько лет терплю ваш пошлый перформанс с сыром, чтобы каждая пернатая дрянь могла будить меня ни свет ни заря и оскорблять безо всякого повода! Из дупла появилась здоровенная Ворона самого зловещего вида. -- Полегче насчет пернатых, хозяин, - пробурчала она, и, увидев Дятла, добавила - а это еще что за птица? -- Не знаю и знать не хочу, но она мне активно не нравится и, таким образом, делать ей здесь совершенно нечего. Тем временем, из норы между корней Дуба, совершенно бесшумно появилась Лисица. -- Привет, красавчик, - обворожительно улыбаясь, обратилась она к дятлу, - скажи честно, ты вкусный? -- Я как-то не рассматривал себя с этой точки зрения, - растерянно ответил Дятел. -- И совершенно напрасно, - заметила Лисица, после чего, обращаясь к Вороне, добавила, - прелесть моя, будь так добра, столкни этого пижона вниз. -- Охотно, - сказала Ворона и прицелилась черным полированным клювом Дятлу в макушку. -- БОЖЕ!!! - закричал Дятел, отчетливо осознав, что шутки кончились, а началось нечто гораздо худшее. Как это порой случается в подобных ситуациях, тут же появился Бог. Он сидел на облаке и флегматично нарезал сыр аппетитными кусочками. -- Ну, что у вас здесь случилось? - поинтересовался он. -- Пока ничего, - честно сказала Ворона. -- Мы просто собирались позавтракать, - добавила Лисица. -- Если ничего не случилось, то что означал вопль этого неучтенного сюжетом организма? - спросил Бог, - и, кстати, откуда он вообще здесь взялся? -- Он утверждает, что его послал ты, - заметил Дуб. -- Ты же знаешь, что я посылаю только сыр. -- Разумеется, знаю, - ответил Дуб, - и я указывал ему на это обстоятельство, но он настаивал. -- Очень любопытно, - сказал Бог, - и что вы все намерены делать в сложившейся ситуации? -- Поскольку самое время позавтракать, мы склоняемся к мысли назначить это существо сыром со всеми вытекающими отсюда последствиями, - сообщила Лисица. Бог взял только что отрезанный кусочек сыра и повертел в воздухе. -- Видишь сыр? - спросил он. -- А то ж, - согласилась Лисица. -- И хватит ли у тебя нахальства утверждать, что это существо хоть чем-то на него похоже? Вопрос риторический, можешь не отвечать. Приписывать объектам отсутствующие у них свойства - методически неверно. Кроме того, в этом нет стиля. -- А зачем ты тогда его послал? - простодушно спросила Ворона. -- Повторяю для тупых, - сказал Бог, - я посылаю только сыр. Это существо - не сыр. Значит, я его не посылал. -- А надо бы, - заметил Дуб, - я имею в виду послать его. Бог пожал плечами: -- Если ты видишь такую возможность в сюжете - я не возражаю. -- Боже, помоги мне! - испуганно пискнул Дятел. -- Я работаю над этим, - строго сказал Бог, - а ты своей бессвязной речью осложняешь ситуацию, поскольку с каждым словом все больше кажешься похожим на сыр. Надеюсь, ты уже понял, что будет если ты станешь СЛИШКОМ на него похожим? Дятел понял и наступила тишина. -- По сюжету, - заметил Дуб после некоторого размышления, - Ворона должна каркнуть "во все воронье горло". Вследствие этого карка, сыр должен выпасть. Никаких иных требований к вороньему карку в сюжете нет. То есть, строго говоря, Ворона может каркнуть решительно все, что угодно, лишь бы сыр после этого выпал. -- Последнее я как раз могу обеспечить, - согласился Бог. -- Значит я могу его послать? - обрадовалась Ворона. -- Да, и желательно подальше, - подтвердил Бог, взвешивая на ладони кусочек сыра, - но только каркнув во все горло, и не ранее, чем я приготовлюсь ронять сыр. Так что набери побольше воздуха... Достаточно, можешь посылать. -- Дятел, пошел ты на ...................................................................................... Сыр со свистом полетел вниз, а Дятел, соответственно, туда, куда был послан, лихорадочно считая точки в сверхъестественно длинном многоточии. Есть мнение, что он (Дятел, а не сыр) до сих пор летит и считает. Теист может считать, что в конечном итоге Дятла послал все-таки Бог - пусть даже это и было сделано через посредство Вороны. Атеист скажет, что Бога нет совсем, а Дятла послала именно Ворона и в свете этого непреложного факта нет смысла умножать сущности сверх необходимости. Скептик же заметит, что Дятла мог послать кто угодно и как угодно далеко, но лишь в соответствии с сюжетом, а Бог (как уже было сказано выше) посылает только сыр....
--------------------
Когда Аристотель придумал логику, он на радостях устроил пир и велел заколоть 40 баранов. С тех пор бараны логику не любят.
|