Баба Яга - синкретический персонаж, модифицированный посредством трансформации в художественном сознании народа раннемифилогических персонажей язычества и культа друидов, т.е. сил природы.
Это - вообще мужчина. Сейчас я это докажу.
Добавлено в 22:47 Вот общая информация, которую дают специалисты по фольклору о бабе Яге:
Баба-Яга
. "Баба Яга" Баба-Яга - популярный персонаж славянского фольклора, старуха, наделенная магической силой. По своим свойствам ближе всего к ведьме.
Общая характеристика
Баба-Яга живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окружённой частоколом из человеческих костей. Часто в доме Бабы-Яги находится Кот, являющийся охранником и советчиком. Иногда эту функцию выполняет мышь.
Основной способ передвижения - полёт (или поездка) в ступе, цитаты: "Баба-Яга, костяная нога в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает". Также, у Пушкина: "Там ступа с Бабою-Ягой идёт-бредёт сама собой"
Баба-Яга - неоднозначный персонаж, чаще всего она отрицательный герой, но иногда помогает (даже по доброй воле) положительным героям. Баба-Яга - обладатель огня (сказка "Василиса Прекрасная"), золотых яблок (сказка "Гуси-Лебеди") или знания, помогающего главному герою одолеть своего противника (сказка "Лягушка-Царевна").
В 2004 году "родиной Бабы-Яги" было объявлено село Кукобой в Ярославской области.
Мифологический архетип Бабы-Яги
Образ Бабы-Яги восходит к архетипу тотемного животного, обеспечивающий успешную охоту для представителей тотема в доисторические времена. Впоследствии роль тотемного животного занимает существо, которому подвластен весь лес с его обитателями. Женский образ Бабы-Яги связан с матриархальными представлениями об устройстве социального мира. Хозяйка леса, Баба-Яга, - результат антропоморфизма. Намёком на некогда животный облик Бабы-Яги, по-мнению В.Я. Проппа, является описание дома как избушки на курьих ножках. Во времена принятия христианского вероисповедания славянами старые языческие божества подверлись гонению. В народной памяти остались лишь божества низшего порядка, т.н. хтонические существа (см. демонология, народная демонология), к которым принадлежит и Баба-Яга. Двойственная (амбивалентная) природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-Яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации.
Существует и иная трактовка. (см. link).
Согласно ей, Баба Яга - персонаж не исконно славянский, а заносной, привнесенный в русскую культуру солдатами из Сибири. Первым письменным источником о ней служат записи Дж. Флетчера (1588) ("О государстве русском в главе о пермяках, самоедах и лопарях" (Н.Веселовский. "Мнимые каменные бабы", Вестник АИ, Спб., вып. 195)): "Что касается до рассказа о Золотой Бабе или Яге-бабе, о которой случалось мне читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть кумир в виде старухи, дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия или о будущем, то я убедился, что это простая басня".
Согласно этой позиции, имя Бабы-Яги связано с названием определённого предмета. В "Очерках Берёзового края" Н. Абрамова (СПб,1857) есть подробное описание "яги", которая представляет собой одежду "наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьётся из тёмных неплюев, шерстью наружу. ... Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу... Ягушка • такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге" (аналогичное толкование в тобольском происхождении даёт и словарь В.И.Даля).
Образ Бабы Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). В этих легендах Баба Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов. Еще одним вариантом прототипа сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые устанавливаются ещё и в наши дни в культовых избушках на опорах.
С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам - миру мёртвых и миру живых. Известный специалист в области мифологии А. Баркова интересно трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: "Её избушка "на курьих ножках" изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё - со стороны леса, то есть из мира смерти. Название "курьи ножки" скорее всего произошло от "курных", то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили "избу смерти" небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI-IX вв.). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом - она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху - "русским духом пахнет" (запах живых неприятен мёртвым)". "Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант - быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём". (Энциклопедия "Славянская мифология и эпос", ст. "Верования древних славян")
Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе Яге. В частности, крупнейший специалист в области теории и истории фольклора В.Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-Яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную по его мнению деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, "покойницкое", угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А, "требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он "настоящий". То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лже-героя, самозванца-антагониста" (Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки, СПб., 1996.) Эта еда "отверзает уста умершего", считает Пропп, убеждённый в том, что сказку всегда предваряет миф. И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно "умереть для живых", чтобы попасть в "тридесятое царство" (иной мир). Там, в "тридесятом царстве" (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать.
Когда Аристотель придумал логику, он на радостях устроил пир и велел заколоть 40 баранов. С тех пор бараны логику не любят.